Секс, мебель и видео: кресла из трех самых известных эротических фильмов

12.02.2026

В преддверии 14 февраля предлагаем пересмотреть классику эротического кинематографа 1970-х, 1980-х и 1990-х – «Эммануэль», «9 ½ недель» и «Основной инстинкт», а заодно обратить внимание на кресла, на которых сидят главные героини в ключевых сценах.

«Эммануэль» (1974)

В 1974 году на экраны вышла лента режиссера Жюста Жакена «Эммануэль»  – экранизация одноименного романа французской писательницы Эммануэль Арсан. Фильм стал настоящим культурным явлением, символом сексуальной революции – он совершил революцию в кинематографе и вывел эротику из подполья в широкий прокат. Весь мир, затаив дыхание, следил за сесуальными похождениями молодой эмигрантки в Таиланде, а актриса Сильвия Кристель, сыгравшая Эммануэль, стала одним из сексимволов новой эпохи.

Культовый статус получила не только сама лента, но и величественное плетеное кресло с афиши, в котором, как на троне, восседает главная героиня (к слову, постеры с этой афишей до сих пор весьма успешно продаются на e-bay, что свидетельствует о непреходящей славе эротического киношедевра 1970-х). 

Так что же это за кресло, которое теперь так и называют «креслом Эммануэль»? На самом деле оно намного старше, чем героиня фильма. Его история уходит корнями в XIX век на остров Таити. Тогда оно называлось «креслом Помаре» – в честь правящей таитянской династии Помаре, которая использовала такие кресла в качестве трона. 

Кресло было из ротанга и при своей видимой легкости отличалось большой прочностью и основательностью. По одной из легенд, племянник и приемный сын последнего короля Таити Помаре V Териихиноиатуа Помаре (Принц Инои) умер, прямо сидя в таком кресле (а он был человек внушительных размеров – ростом под 2 метра и весом 250 кг). Спинка кресла, напоминающая хвост павлина, придавала ему величественный вид и делала идеальным символом власти. Так что еще одно название у этого кресла – «кресло Павлин».

До того как стать всемирно известным, кресло засветилось в американском телесериале «Семейка Аддамс» в 1964 году, где на нем сидела Мортиша, так что в некоторых странах оно до сих пор известно как «кресло Мортиши».

После триумфа «Эммануэль» кресло появилось почти в каждом французском (и не только) доме. Оно стало трендом, красовалось на обложках музыкальных альбомов 1970-х – 1980-х и в рекламных кампаниях. Потом его популярность постепенно стала угасать, но в последние годы интерес к нему снова вернулся (во многом, благодаря юбилею культовой ленты, которой в 2024 году исполнилось 50 лет).

«9 ½ недель» (1985)

Если «Эммануэль» – это главный эротический фильм 1970-х, то для 1980-х таким манифестом стала мелодрама Эдриана Лайна «9 ½ недель», которая превратила Микки Рурка и Ким Бейсингер в главных секс-символов поколения. О стилистике фильма написано немало, но характер персонажей передает не только их одежда и прически (взлохмаченные платиновые кудряшки Ким и холеный образ Микки с его загадочной улыбкой, сшитыми с иголочки костюмами и вальяжностью «волка с Уолл-Стрит»). Интерьеры, в которых они живут и работают, могут рассказать о героях ничуть не меньше.

Одна из самых запоминающихся сцен происходит дома у главного героя – квартире с панорамными окнами, видом на Манхэттен и ультрасовременными минималистскими интерьерами (что для 1980-х скорее редкость, чем норма). 

Набор мебели минимальный, но знатоки дизайна сразу узнают кресло, в котором сидит главная героиня. Это знаменитая модель Wassily (другое название Model B3) – икона дизайна Баухаус, созданная в 1925-26 гг. немецким дизайнером Марселем Брёйером (Marcel Breuer). В то время Брёйер возглавлял мебельную мастерскую школы Баухаус в Дассау.

Кресло Wassily стало одним из первых образцов мебели с каркасом из гнутых стальных трубок (эту идею Брёйер, по легенде, подсмотрел у легкой и прочной рамы своего велосипеда) – такое решение позволяло создавать легкие, прочные и функциональные предметы. Дизайн был новаторским для своего времени и во многом определил развитие рационализма в XX веке.

Кстати, вопреки расхожему мнению, Брёйер не черпал вдохновение в творчестве Василия Кандинского и не создавал кресло специально для художника. Наоборот, Кандинский, который в те годы тоже преподавал в Баухаусе, увидел уже готовое кресло, и оно ему так понравилось, что Боёйер изготовил еще одно для апартаментов Кандинского.

В конце 1920-х гг. кресло серийно выпускалось Tonet под названием Model B3, а «Василием» стало называться значительно позже – с легкой руки итальянского мебельного магната Дино Гавины, который выкупил лицензию и возобновил в начале 1960-х выпуск культовой модели. Именно Гавина обнаружил любопытную связь кресла с Кандинским и дал ему более звучное коммерческое название для более успешного продвижения модели. В 1968 году корпорация Knoll выкупила Gavina Group и с тех пор является единственным официальным производителем легендарных кресел Wassily. Вот такая история стоит за обычным креслом из «9 ½ недель».

Помимо этой иконы дизайна в обстановке квартиры главного героя Джона Грея есть и другие знаковые предметы. Среди них знаменитое кресло Hill House Chair 1 Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh), которое в настоящее время издается фабрикой Cassina, а также мебель Ричарда Мейера (Richard Meier) 1980-х гг. Последний, кстати, когда-то работал вместе с Марселем Брёйером, прежде чем основать собственную дизайн-фирму в 1963 году. 

С 1982 года коллекция мебели Мейера, которую мы видим в фильме (шезлонг-качалка, кресло, обеденный гарнитур) выпускалась фабрикой Knoll, но не долго. В конце 1980-х она была снята с производства. Оригинальные предметы 1980-х сегодня – большая редкость и пользуются большим спросом у коллекционеров, как, например, обеденный гарнитур (его стоимость на 1st Dibs достигает 50 тыс. фунтов).

«Основной инстинкт» (1992)

Из 1980-х плавно переходим к бурным 1990-м. И здесь в центре нашего внимания – эротический триллер Пола Верховена «Основной инстинкт». Почему именно он? Разумеется, из-за культовой сцены допроса главной героини – писательницы Кэтрин Траммел в исполнении блистательной Шэрон Стоун. Именно она сразу приходит на ум, когда мы говорим о сексе в кино 1990-х – и не только из-за своей провокационности, но и потому, что ничего более откровенного и сексуального большой кинематограф 1990-х нам не дал. Сам жанр эротического кино постепенно пришел в упадок – эротика перестала быть чем-то пикантным, интригующим, ведь посмотреть куда более откровенный контент можно было, взяв видеокассету в любом видеопрокате, или, позднее, в интернете.

Что касается кресла, в котором сидит главная героиня во время допроса,  – то это ноунейм. Для сцены в полицейском участке художник-постановщик фильма Теренс Марш намеренно выбрал максимально невзрачную, казенную мебель: обычное кресло на металлическом каркасе с подлокотниками и обивкой из черной искусственной кожи, ничего запоминающегося, что могло бы отвлечь от главного – роскошной женщины-вамп в обтягивающем белом шерстяном мини платье. 

Зато образ Шэрон Стоун вдохновил многих современных дизайнеров на создание своей версии «стула из “Основного инстинкта”». Самый известный пример – коллекция выпускницы Академии Эйндховена Анны Агард Йенсен (Anna Aagaard Jensen) A Basic Instinct.

Читать далее