
от 512 240 ₽
В начале 2025 года вышел второй сезон нашумевшего сериала- антиутопии Apple TV+ «Разделение» (Severance), который вновь вызвал жаркие дискуссии вокруг античеловечности современных корпораций и офисной культуры, угнетающих личность и превращающих человека в винтик бездушной системы.

Во вселенной, придуманной сценаристом Дэном Эриксоном и режиссером Беном Стиллером, сотрудники корпорации Lumon Industries проходят процедуру разделения на innies («интр») и outies («экстр»): первые живут только на работе и не помнят ничего, что происходят вне офиса, вторые, наоборот, живут только внешней жизнью (мы хотели сначала написать «наслаждаются внешней жизнью», но на самом деле безоблачной и веселой ее не назвать: у всех на самом деле есть свои скелеты в шкафу, которые толкнули их на отчаянный шаг разделения на внутреннее и внешнее «я»). Так или иначе «интры» и «экстры» по сути своей две разные личности, заключенные в одном теле, которые ничего не знают о своей второй стороне.

Отличается не только жизнь и личность героев внутри корпорации и вне ее, но и сама обстановка, которая их окружает. И здесь стоит выразить отдельный респект главному художнику-постановщику Джереми Хиндлу, который сделал архитектуру и дизайн важнейшей составляющей художественного языка сериала.

Первое, о чем хотелось бы поговорить, это, конечно, сам офис корпорации Lumon, в котором происходит большая часть действия (и который, по сути, является родным домом innies).

Стерильные, ослепительно белые интерьеры, коридоры-лабиринты с офисными коробками-оупенспейсами, в которых сидят сотрудники и выполняют бессмысленную монотонную работу – все это напоминает иррациональные миры Кафки и создает тревожную, депрессивную атмосферу отчужденности (которая резко контрастирует с наигранно веселым начальником мистером Милчеком и дурацкими офисными активностями вроде арбузных вечеринок или гавайских party).

Роль штаб-квартиры Lumon исполнило знаковое здание – икона модернистской архитектуры, научно-исследовательский центр Bell Works в Холмделе, штат Нью-Джерси, спроектированный в 1958 году Ээро Саариненом и ставший его последним проектом (архитектор скончался в 1961 году, а строительство было закончено в 1962).


Снаружи фасады комплекса, который изначально назывался Bell Labs, были полностью зеркальными, из-за чего современники прозвали его «зеркальной коробкой» и «самым огромным зеркалом в истории». Это не помешало ему в 1967 году стать Лабораторией года по версии R&D.


Внутри комплекс разделен на четыре павильона с научными лабораториями и офисами, в центре – просторный крестообразный атриум. Между собой они связаны крытыми переходами и галереями. Широкие коридоры, комнаты отдыха для сотрудников, балконы с красивыми видами – все это должно было способствовать взаимодействию ученых из разных отделов и обмену идеями неформальной обстановке (чего, кстати, так и не случилось: на деле сотрудники обычно спешили поскорее добраться до своих рабочих мест и редко пересекались с другими отделами).


В последующие годы центр дважды расширялся (в 1966 и 1982 гг.), но без вмешательств в изначальный замысел архитектора и созданную им уникальную планировку участка в виде эллипса, которая вошла во все учебники архитектуры.

После закрытия Bell Labs в 1980-х годах здание сменило несколько владельцев: застройщиков привлекала его история, размеры и потенциал, но они не могли финансово потянуть необходимую модернизацию. Один из них – Lucent (созвучный, по совпадению или нет, с Lumon из сериала) – вообще хотел снести комплекс, чтобы построить на этом месте элитное жилье с особняками и газонами. Архитектурная общественность взволновалась, но, к счастью, этот план не был реализован.
В 2013 году здание было модернизировано под руководством архитектора Александра Горлина и превращено в мультифункциональное коммерческо-жилое пространство с офисами, ресторанами, публичной библиотекой, квартирами и так далее. В отличие от своего антиутопического двойника в «Разделении» Bell Works – это модный центр местного сообщества, где всегда кипит жизнь и собирается молодежь.
Отдельно хочется сказать пару слов о водонапорной башне на территории комплекса, которую можно увидеть в заставках сериала. Это скульптурная трехногая конструкция, напоминающая то ли НЛО, то ли транзистор. По легенде, последнее сходство не случайно, и ее действительно спроектировали в виде транзистора в знак уважения к роли Bell Lab в изобретении этого устройства. Так или иначе она идеально вписалась в ретрофутуристическую стилистику сериала и стала одним из его знаковых образов.


Еще одной примечательной локацией сериала стало крыло «Вечности» с точной копией дома основателя корпорации Кира Игана. Как рассказывал художник-постановщик Джереми Хиндл, оно было слишком большим, чтобы построить его в павильонах студии. К счастью, они нашли в Бронксе музей Hudson River Museum, где был и исторический дом конца XIX века, и рядом с ним современная пристройка – он идеально подошел для этой цели.

Интерьеры сериала снимались в павильонах, референсы для них Хиндл собирал по разным источникам. Так, например, зеленый ковролин на полу – это явный оммаж интерьерам штаб-квартиры Французской компартии по дизайну Оскара Нимейера.

Многие зрители сразу обратили внимание на слишком старые компьютеры на столах у сотрудников хай-тек корпорации. На самом деле в офисе Lumon в стиле ретро не только техника, но и обстановка – это специальный ход художников сериала, позволяющий создать уникальную художественную вселенную корпорации Lumon.



Здесь можно заметить немало икон дизайна – от культовых кресел 620 Chair Programme Дитера Рамса (1961) и Fardos Риккардо Форназелло (1971), туалетного столика с креслом Dilly Dally Луиджи Массони для Poltron Frau или Universale Plastic Chair Джо Коломбо (1967) до более поздних моделей в ретро-стилистике вроде кресла Nimrod Марка Ньюсона (2002).


